Ошибки крановщиков
НЕ НАВРЕДИ
Современный кран имеет много средств защиты и безопасности, которые призваны не допустить эксплуатацию в предельных и экстремальных режимах. Однако неумелые действия крановщика могут нанести вред даже самой современной технике. Вне зависимости от того, какой тип (башенный, автомобильный, гусеничный и др.) или какая модель (по грузоподъемности, проходимости и др.) трудится у вас на строительной площадке, основным критерием оценки работы крана является его безопасная эксплуатация, а основным руководящим документом, определяющим требования к эксплуатации грузоподъемных кранов, – Правила ПБ 10-382-00. Эти Правила – непреложный закон для всех организаций, так или иначе связанных в своей деятельности с грузоподъемными кранами.
Независимо от типов и моделей кранов их проектирование выполняется в соответствии с требованиями этих Правил. Современные конструкции кранов уже не позволяют работать «на глазок». Оснащенные микропроцессорными ограничителями грузоподъемности, приборы безопасности защищают кран не только от перегрузов с целью элементарной защиты от опрокидывания крана, но и от разрушения металлоконструкций. Кроме того, для облегчения задач крановщика при работе в ограниченном пространстве такие приборы безопасности заранее могут быть настроены на ограничение рабочей зоны (координатная защита), не допустят работу вблизи линий электропередач, при необходимости блокируя работу механизмов крана. Вся информация о выполняемых операциях (масса груза, высота подъема, вылет, длина стрелы) оперативно выводится на монитор прибора безопасности. Крановщик в состоянии полноценно, в любой момент времени оценить не только возможность выполнения поставленной задачи, но и собственную безопасность, так как висящий над ним груз несколько тонн (а иногда и десятки тонн) заставляет напрягаться.
Но это электроника. Она не может следить за состоянием стальных канатов, наличием подтеканий рабочей жидкости, просадками и рывками в работе гидроцилиндров, состоянием стрелы и ее секций и другими визуальными проявлениями неисправностей крановых механизмов. Здесь требуется опыт, знания и, самое главное – желание следить за техническим состоянием крана.
И вот здесь определяющим является наш российский менталитет. Опыт работы в ремонте и обслуживании, опыт исполнения гарантийных обязательств – а это не только Российская Федерация, но и страны СНГ, дальнее зарубежье – показывает, что 60-70% всех владельцев дорожно-строительной техники эксплуатируют ее по единому для всей России принципу: купил, за полгода круглосуточной эксплуатации отбил стоимость, еще полгода эксплуатации на «убой», и 100%-ная чистая прибыль.
Техническое состояние, квалификация водителей-крановщиков – вопрос десятый. Зачастую владельцы компаний или индивидуальные предприниматели, приобретая кран, совершенно не понимают и не оценивают тот факт, что производители кранов давно перестали выпускать технику, не требующую специальных знаний. Например, заводы «Автокран» и «Газпром-кран» одним из основных условий исполнения гарантийных обязательств на свою продукцию выдвигают обязательное обучение будущих крановщиков на базе своих учебных центров по специально разработанным программам. Сегодня крановщик, даже с 20-летним стажем работы на кранах выпуска 90-х годов, просто не сможет работать на новых моделях. Невыполнение краном тех или иных операций истолковывается как неисправность, устранение которой зачастую решается одной кнопкой.
Приведем пример: скорость подъема/опускания и поднимаемая масса груза оказались в два раза ниже паспортной – просто крановщик случайно включил тумблер «режим затяжки крюка» и не понимает, что произошло. Более того, известны факты, когда инструкции по эксплуатации крановых установок и приборов безопасности для сохранности лежат в сейфах механиков или главных инженеров предприятий за десятки километров от крана, а крановщик не знает, какую кнопку нажимать в той или иной ситуации. Для обеспечения безопасной работы крана необходимо несколько слагаемых:
- наличие исправного прибора безопасности;
- технически исправное состояние всех механизмов крана;
- квалифицированный персонал, способный использовать возможности современного крана;
- соблюдение положений Правил ПБ 10-382-00.
Несоблюдение этих требований при водит к авариям, за которыми иногда стоят человеческие жизни. Каковы же основные ошибки, а порой и умышленные действия крановщиков, приводящие к поломкам крана, аварийным ситуациям, травмам и огромным материальным потерям на восстановление после аварий?
- Невведенные или неправильно введенные параметры в ограничитель нагрузки кранов ОНК (режим работы крана, кратность запасовки, опорный контур и т. д.) приводят к несоответствию возможностей автокрана паспортным грузовысотным характеристикам, как следствие – срабатыванию ОНК и возникновению перегрузов там, где их быть не должно. Или наоборот, ОНК позволяет поднимать груз, превышающий допустимый, что вызывает аварийные ситуации.
- Необученность крановщика работе с прибором безопасности. Обучение крановщиков проводят специализированные организации, после чего выдается удостоверение крановщика. У кранов приборы безопасности могут слегка различаться, поэтому перед началом работы необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации.
- Блокировка ОНК вставкой перемычки на определенные контакты: прибор перестает блокировать работу крана, давая возможность работы с перегрузом, следствием чего является опрокидывание крана, травмирование крановщика.
- Забывают (не знают или просто лень) изменять кратность запасовки грузового каната согласно грузовысотным характеристикам. Приводит к тому, что кран либо не поднимает заявленный по паспорту груз, либо срабатывает ОНК, блокируя всю работу, либо кран работает в условиях перегруза.
- Попытка телескопирования стрелы с грузом на крюке, превышающим разрешенный для данной операции. В результате не работает операция телескопирования стрелы. Проблема в превышении грузовысотных характеристик.
- Проведение сварочных работ на кране без отключения АКБ и основных электронных систем крановой установки и шасси. Выводит из строя приборы безопасности крана, АБС и блок управления ДВС шасси.
- Отсутствие технического обслуживания и технического надзора за состоянием крана, отсутствие контроля над уровнем рабочих жидкостей, состоянием и затяжкой основных узлов и механизмов, несвоевременная замена частей и механизмов, подвергшихся износу.
- Подъем груза, находясь в неустойчивом положении, или на не выставленном полностью опорном контуре, при сильном порывистом ветре.
- Отсутствие организации производства строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ на строительной площадке. Отсутствие проекта производства работ, а также отсутствие в нем работ, выполняемых крановщиком. Отсутствие ограждения рабочей зоны.
- Неправильная строповка груза, приводящая к падению грузов и, как следствие, к травмам рабочих.
- Блокировка ОНК и отключение МЗОН (модуль защиты от опасного напряжения) в целях выполнения работ вблизи с линией электропередач, приводящие к поражению персонала током. В инструкции к крану описаны методы координатной защиты.
- Отсутствие контроля над уровнем горизонта при выполнении погрузочно-разгрузочных работ не позволяет своевременно увидеть просевший гидроцилиндр из-за протечки рабочей жидкости или простого опускания грунта. Это приводит к значительным перераспределениям нагрузок на опорном контуре и металлоконструкции крана. Угол горизонта необходимо контролировать постоянно, как при движении за рулем автомобиля водитель контролирует ситуацию справа, слева, сзади транспортного средства.
- Попытки подъема груза на «горизонтальной» стреле значительно уменьшают грузоподъемность и устойчивость крана, что, как правило, в 100% случаев приводит к его опрокидыванию или излому опорных гидроцилиндров.
- Резкая работа крановщика по началу/окончанию работы крановой установки, приводящая к серьезным динамическим нагрузкам, раскачиванию груза, повышенному износу основных нагруженных узлов.
- «Подтягивание» груза или попытка поднять так называемый мертвый груз (вмерзший, вкопанный, забетонированный и др.), как правило, приводит к излому стрелы или опрокидыванию.
«Специалистам»-крановщикам, которым свойственна эксплуатация в режиме приведенных 15 пунктов, хочется напомнить, что прибор безопасности (ОНК или ростовский прибор безопасности АС-АОГ) никогда не оставит ваши подвиги без внимания. Даже заблокированный прибор, как черный ящик самолета, зафиксирует в своей памяти произведенные изменения. Этот «судья» беспристрастен.